Перевал Дятлова forever

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Точки на карте или топонимы дятловедческие...


Точки на карте или топонимы дятловедческие...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

База Ильича

http://web.archive.org/web/202006302132 … 18068.aspx

ДЕНЬ 2. Пеший трекинг по оригинальному пути группы Дятлова.
Подъём. Индивидуальные утренние дела. Завтрак, сбор мобильного ночного лагеря, укладка рюкзаков, подготовка к пешему трекинг-переходу по туристической тропе. Выход. Нить маршрута проходит по пересечённой таёжной и горной местности, по берегу реки Ауспия и её ручьям-притокам, мимо белых мхов, свисающих с веток северного леса. Участники экспедиции переносят спальники и облегченные клубные палатки, а также личные вещи в собственных рюкзаках. Для комфортного передвижения туристам желательно иметь трекинговую обувь и палки для скандинавской ходьбы. Каждые 40 минут ходьбы команда останавливается на короткие паузы 5-10 минут для того чтобы восстановить силы.
Прибытие на стоянку под названием «Изба Ильича» или «База Ильича». Ранее, во времена госпромхозов, это была орехо-промысловая база. Изба расположена в живописном месте: вокруг высокоствольный сосновый бор, на реке обширный плес, где когда-то рыбачил сторож геологической партии Ильич. Геологи давно уж покинули эти места, но название места осталось. Вечернее время. Постановка палаток, обустройство ночного мобильного лагеря, индивидуальные дела. Горячий ужин. Вечером участники экспедиции имеют возможность посетить настоящую рубленную мансийскую баню с пихтовыми вениками, которая поможет снять усталость дневного перехода. Общий сбор группы у костра. Обсуждение предстоящего сплава и планомерного графика движения по реке. Отбой.

Упоминается в отчетах туристов того времени. Например

Шифр: 1267-1
Район: Урал, Урал:Сев.и Приполярный Урал
Автор: Никоноров Р.А.;
Город: Ленинград
Маршрут: #1267-1: пос.Вижай = р.Лозьва = верх.М.и Б.Сосьвы = верх.Печоры = верх.Няйса = верх.р.Щугор = база Неройка = верх.Вангыра = верх.Ягунея = р.Косью = ст.Косью
Тип: лыжный;
Категория похода: 5
Год: 1963;

http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31327&page=49
http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31327&page=61

https://i.ibb.co/VqCwdQh/image.jpg

https://i.ibb.co/VjQMNBk/image.png

Исторически образование этого жилого в какое-то время пункта было связано с кедровниками. Основание точно связано с датой 1951 года.

https://ipae.uran.ru/sites/default/file … ol_6_1.pdf

https://i.ibb.co/CVZzsSs/1955.png

https://i.ibb.co/587vxxm/1955.png

https://i.ibb.co/Jzygh4k/1955.png

https://i.ibb.co/3BfJwnK/1955.png

https://i.ibb.co/7QkvhsS/1955-1.png

https://i.ibb.co/1zP22KH/1955-2.png

https://i.ibb.co/FqNPchg/1955.png

Гора Чахль-Ньёр на карте - взята мною здесь в виде фрагмента

https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg891706

Уважаемые форумчане!
Нашел в Интернете скан книги (http://athena.unige.ch/athena/duparc/du … tchora.pdf) о результатах геологической экспедиции, которая в 1907 году прошла по интересным для нас местам - побывала на Чистопе, Хой-Экве, и на Холат-Чахле (видимо, это первая экспедиция, поднявшаяся на эту гору). Экспедицией руководил геолог из Швейцарии, и книга написана по-французски. Но некоторые места я перевел электронным переводчиком. К Холат-Чахлю экспедиция подошла с востока, и сначала обследовала Малый Холат-Чахль (современная высота 905). Речка, текущая с современного Перевала Дятлова, называется у них, как и на карте Федорова, Малой Лозьвой. В верховьях этой речушки, то есть у Кедра или совсем рядом, они ночевали.

Так что нам всем можно отдохнуть от идеи, что на Хой-Экве или у Кедра было святилище манси.

Карта, составленная экспедицией, вывешена отдельно: http://athena.unige.ch/athena/duparc/du … ra-map.pdf
На ней помечены, в частности, юрты манси (вогулов) и их тропы.

https://i.ibb.co/MksBS29/4.jpg

Сейчас открывается только сам альбом, а карта - не дается

https://athena.unige.ch/athena/duparc/p … c-2015.pdf
http://web.archive.org/web/202112180433 … c-2015.pdf

Речь о Луи Дюпарке
https://zolotoy-kamen.ru/stufnoy-kabine … ossii.html
https://nashagazeta.ch/news/les-gens-de … u-na-urale
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дюпарк,_Луи-Клод

У этой горы - было не мало изменений в названии

https://i.ibb.co/7gkVYRN/Karta.jpg

Сейчас - это

https://i.ibb.co/rZnRWVC/image.jpg

У Матвева эта горушка опять по-другому уже названа

http://meridian.perm.ru/06_others/matveev.shtml

А.К. Матвеев
ВЕРШИНЫ КАМЕННОГО ПОЯСА
Названия гор Урала
Издание второе, переработанное и дополненное
Челябинск
Южно-Уральское книжное издательство
1990

https://i.ibb.co/MkggLH7/1.png

+1

2

Метеостанция в Ивделе

Походу и между делом она вписана в участники поисков группы Дятлова.Что известно про неё.

http://urbibl.ru/Stat/Pereval_Dyatlova/visota_1079.htm

в аэропорту Ивделя была первоклассная авиаметеорологическая станция – она работала по программе международного геофизического года...Начальник станции, Рахимов, блестящий прогнозист, разложил нам ситуацию как по полочкам.

Проверим телефонизацию и прочую техоснащенность Ивдель-Метео

https://www.proza.ru/2016/10/20/762

14 мая 1955 года. Нахожусь в комнате, где установлена радиостанция отряда. Ожидаем непонятного пока мне сигнала. Около 9 часов утра этот сигнал принят по телефону. Вот он дословно: «мы подсохли, выезжайте».
Через 10-15 минут наша машина уже проезжает мимо местного ДК. С трудом преодолеваем, можно сказать, крутой подъём и выезжаем на дорогу в аэропорт... Простите, аэродром. Заканчивается трасса на Полуночное, ещё 300-400 метров и мы въедем на территорию аэродрома.
Дико, но машина тут же вязнет в какой-то странной красной глине. До служебного помещения добираемся по дощатым настилам....Начальник заходит внутрь для оформления вылетной документации. Я остаюсь снаружи.
Вот он, аэропорт середины 1950-х. Служебное помещение: дом примерно 10 на 10, в нём большие светлые окна. Оглядываюсь. У крыльца, с тремя ступеньками – скамейка, рядом, что особенно приятно удивило, нечто вроде корыта с водой, на крюку – тряпка. Напротив, с восточной стороны, гараж. Машин в гараже нет. Слева приютились сарайчики. За ними, через настил, небольшой домик. Настил продолжается и уходит вглубь, за домик.
Метеоплощадка: бедновато - метеобудка и два флюгера....На левой стороне коридора – дверь, на ней табличка: «Радиостанция», и ниже: «Посторонним вход воспрещён». Мне можно. Вхожу. Обстановка аппаратурой следующая: передатчик «Паркс» мощностью 200 Ватт (такие уже и в экспедициях списывают), приёмник Ус ПР-4, телефон коммутаторный. Бедность. Радист на приёме. Идёт метеосводка. Читаю. Конец приёма.

https://www.proza.ru/2016/10/22/938

1957 год. В аэропорт «Ивдель» поступают вертолёты Ми-1 и Ми-4. Это – новинка авиации. Почти одновременно с этим пополняется парк автомашин. Приходит бензовоз. Появляется, хотя и примитивный, склад горюче-смазочных материалов. Для самолётов и вертолётов организуется автоматическая заправка. Прибывают сотрудники авиаметеостанции (АМСГ). С западной стороны к служебному зданию делается пристрой, в который вселяются радиооператоры АМСГ.

https://www.proza.ru/2016/10/23/949

В 1960-х годах от станции Першино началось строительство железнодорожной ветки Ивдель – Нарыкары. (До Оби дорога достраивалась уже позднее).(**на самом деле в марте 1959 года началась стройка)... Да, три вертолёта, прикреплённых на время к Ивделю, обслуживали стройку, но это были машины военно-воздушных сил СССР. Они прибыли к нам с базы города Пугачев...Звено лётчиков имело при себе специалистов: синоптика с полным штатом авиаметеослужбы (АМСГ), радиооператоров. Ввиду отсутствия помещения в служебном здании, эти службы были объединены с отделами аэропорта.

Судя по недавней еще истории - а это 2017 год: Ивдель -Метео - достаточно любимая станция у Уральской УГМС. Она не подпала под закрытие и оснащается изо всех бюджетных сил до сих пор.

https://ekburg.tv/articles/gorodskie_is … t_v_osadok

Деятельность отечественной гидрометслужбы серьезно подорвали реформы 90-х годов, когда наблюдательную сеть сократили на 30%. Сейчас в Свердловской области 36 метеостанций, в идеале для оптимальной работы не хватает еще 11, но вряд ли они появятся в ближайшем будущем — на это нет денег. Последнее, на что хватило финансирования, — оснастить все 36 станций в 2010–2011 годах автоматизированными метеорологическими комплексами. Эти системы слежения регистрируют только по шести параметрам, за остальными синоптикам приходится круглые сутки следить самостоятельно. Речь идет, в том числе, о мониторинге опасных природных явлений, таких как град, метель, гроза и так далее.
...
В области есть два пункта высотного метеорологического радиозондирования атмосферы — в Верхнем Дуброво и Ивделе. На обоих в последние годы заменили приемное оборудование: аэрологические радиолокационно-вычислительные комплексы.

Судя по подробностям этой статьи

http://www.sevmeteo.ru/monitoring/radiation/history.php

По инициативе академика И. В. Курчатова и директора института прикладной геофизики академика Е. К. Федорова в 1954 году часть метеостанций Гидрометеослужбы была привлечена для наблюдений за выпадениями радиоактивных продуктов ядерных взрывов из атмосферы на земную поверхность. Так в апреле того же года ежедневный отбор проб радиоактивных выпадений с помощью планшетов проводился на 12 метеостанциях Северного УГМС: Вологда, Кего (г. Архангельск), Нарьян-Мар, Сыктывкар, Ухта, Усть-Цильма, Воркута, Троицко-Печорск, Железнодорожный, Усть-Кулом, Ижма, Моржовец.

Первоначально наблюдения за радиоактивными выпадениями организовывались на авиаметеорологических станциях в аэропортах, чтобы иметь возможность ежедневно отправлять пробы выпадений на обработку в лабораторию измерительных приборов АН СССР (ЛИПАН), где проводилось измерение их суммарной бета-активности. Эта же лаборатория осуществляла методическое руководство отбором проб.

С 1957 года в Северном УГМС наблюдения за радиоактивным загрязнением получили дальнейшее развитие. Наряду с наблюдениями за суммарной бета-активностью выпадений стали организовываться наблюдения за бета — и гамма-излучением с поверхности почвы с использованием полевых радиометров типа ПГР «Застава» и «Спутник-1».

Приказом Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров № 055 от 2 апреля 1957 года «Об обеспечении систематических наблюдений за степенью радиоактивности атмосферного воздуха, почвы и воды на территории СССР» гидрометеобсерваториям представлялось «обеспечить продолжение в 1957 году наблюдений за запыленностью атмосферы... и представить список станций, на которых должны быть организованы наблюдения за степенью радиоактивности атмосферного воздуха, осадков, почвы и воды с помощью приборов».
...
С 1958 года по приказу Главного Управления Гидрометеорологической Службы при Совете Министров (ГУГМС) № 0111 от 25.07.1958 на станциях организовываются работы по изучению радиоактивности поверхности почвы и снежного покрова. Для этих целей была разработана инструкция гидрометеорологическим и авиационным станциям по производству измерений суммарной бета-активности на поверхности почвы и снежного покрова. Все начальники станций, привлекаемых к выполнению этих наблюдений, прошли 3-х дневную стажировку. На станции стали поступать радиометры ПГР.

С января 1959 года получили своё развитие работы по исследованию радиоактивности вод морей и океанов (приказ ГУГМС № 0101 от 14.07.1958).

Ивдель-Метео тоже следил за степенью радиоактивности атмосферного воздуха, осадков, почвы и воды с помощью приборов. По идее - стараясь охватить как можно больше подведомственной территории.

Длинная ссылка

http://svgimet.ru/wp-content/uploads/2019/03/%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0.pdf

Аэрологическая станция (АЭ) Ивдель расположена на самом севере территории ФГБУ «Уральское УГМС», относится к опорной сети ГУАН, участвует в международном обмене информацией.
Первые метеонаблюдения в октябре 1934 года под руководством Левина Гавриила Ивановича. В 1957 году для аэрологической группы с походной РЛС было выбрано новое место за пределами города. Через два года сюда же переехала и метеорологическая группа.

Метеостанция вряд ли осталась в стороне от интереса к радиаоактивному загрязнению, поскольку

http://svgimet.ru/?page_id=7753

Страна развивалась, стали появляться атомные электростанции и, как следствие, возникает необходимость следить за радиационной обстановкой. Поэтому, начиная с 1958 года, на территории Уральского УГМС стали контролировать радиоактивное загрязнение внешней среды. А в 1963 году в Свердловском ГМО создается радиометрическая лаборатория. Ну, и, конечно, первые посты наблюдений организовывались вокруг Белоярской атомной станции.

http://svgimet.ru/?page_id=562

Радиационный мониторинг на территории Свердловской области проводится с 1961 года.

Поскольку метеостанция была одна из сети УГМС, то для неё можно приравнять общую судьбу . Есть такая книга. В ней ничего из секретов Северного УГМС - нет. Но есть такое в хронологии

http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/img-213094329.pdf

1958 В Мурманском УГМС начаты наблюдения за качеством природной среды на сети гидрометпостов.
1958 На территории Приволжского УГМС начаты наблюдения за радиоактивным загрязнением .
1958 Начаты наблюдения на сети станций за химическим соста­вом атмосферных осадков (в 1967 г. работало 70 станций ).
...
1961 В Уральском УГМС организована сеть по отбору проб воды на радиоактивное заражение.

И есть чистосердечное от Западно-Сибирского УГМС, считай от ближайшего соседа

http://meteo-nso.ru/pages/108

Создание ядерного щита Советского Союза, активная деятельность Семипалатинского и Новоземельского полигонов по испытанию ядерного оружия вызвали необходимость организации в стране - в системе Гидрометслужбы сети наблюдений за радиацией. В 1954г. на гидрометсети Управления впервые в Сибири были организованы планшетные наблюдения за суммарной бетаактивностью атмосферных выпадений. В 1961г. в Новосибирске была открыта региональная радиометрическая лаборатория, куда начали поступать пробы на радиоактивный анализ от гидрометстанций всего Урало-Сибирского региона.

Из чего можно сделать полноправный вывод, что вот эти результаты - основываются на имеющейся базе данных измерения радиационного фона

http://www.ekburg.ru/news/2/6112-ucheny … ego-urala/

Сотрудники московского института глобального климата и экологии провели исследование, чтобы узнать, какие зоны Среднего Урала комфортнее в плане погоды и чище. Выяснилось, что их четыре - в окрестностях Ирбита, Тавды (небольшие территории), Красноуфимский район и, что интересно, северные территории (охватывает Краснотурьинск, Лобву, Ивдель).

Как сообщили в Уралгидромете, индекс «суровости» климата был рассчитан на основе всего периода наблюдений всех метеостанций Свердловской, Пермской, Челябинской, Тюменской, Архангельской, Оренбургской областей, республики Коми, Татарстана, Башкортостана и северной части Казахстана, всего более 100 метеостанций, имеющих многолетний ряд наблюдений. «В теплый период по рассчитанному значению индекса «суровости», территория всех областей Урала относится к благоприятной климатической зоне. В годовом исчислении примерно 40 % территории относится к относительно комфортной климатической зоне», - говорится в исследовании ученых.

Условно чистые территории, которые с некоторым допущением, можно назвать территориями рекреации, исследователи определили при наложении карт территориального распределения ионов сульфата и климатически комфортных зон, а также с учетом радиационно загрязненных районов. К неблагополучным территориям ученые относят самые населенные территории области, окрестности крупных городов.

Каким образом проще всего осуществлять мониторинг на радиационное загрязнение среды? Решение - шары-пилоты. Они - обязательное меню

Длинный адрес

http://svgimet.ru/wp-content/uploads/2016/06/180-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%AE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB.pdf

Сеть гражданских авиационных метеорологических станций (АМСГ) на Урале стала быстро развиваться. К 1941 году, кроме АМСГ в Свердловске, Магнитогорске и Янауле, были организованы АМСГ при аэропортах в Уфе и Челябинске (1935 г.), в Перми и Кургане (1939 г.) и в Белорецке (1940 г.). К этому же времени существенно расширилась исходная метеорологическая информация, необходимая для обеспечения безопасности полётов само-лётов. Поступление данных шаропилотных наблюдений за направлением и скоростью ветра на всех высотах полётов самолётов в адрес АМСГ с 1936 г. становится обязательным на всех аэродромах.

http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/img-213094329.pdf

Первый в мире успешный запуск радиозонда был осуще­ствлен П. А. Молчановым 30 января 1930 г. в 13 ч 44 мин по московскому времени с территории Павловской аэрологической обсерватории. Радиозонд был прикреплен к связке резиновых шаров, наполненных водородом. Во время подъема прибор автоматически измерял температуру и давление воздуха и передавал результаты на землю в виде условных радиосигналов. После расшифровки принятых сигналов результаты зондирования сразу же были переданы в Ленинградское бюро погоды и в Москву, в Центральный институт прогнозов. Это было первое в мире опера­тивное аэрологическое сообщение.
В январе 1931 г. было выпущено девять радиозондов в Арктике, в районе Мурманска. Летом того же года, участвуя в научно-исследовательском полете дириж абля „Граф Цеппелин” в Арктику, П. А. Молчанов производил выпуски радиозондов с борта дирижабля. Здесь он впервые показал, что радиозонд можно не только поднимать вверх на оболочке, но и сбрасывать вниз на парашюте.
При проведении Второго Международного полярного года (1931—-1933 гг.) радиозонды выпускались на четырех советских станциях. К этому времени ни одна из стран еще не располагала собственными радиозондами, хотя их разработки интенсивно велись в Германии и Ф ранции, поэтому советские радиозонды на­шли применение также и на некоторых зарубежных станциях.
В 1935 г. в Советском Союзе начала действовать первая в мире сеть станций регулярного радиозондирования атмосферы.
Выло организовано 17 таки х станций; число их с каждым годом увеличивалось и к 1940 г. достигло 40. Особенно быстрое разви­тие сети, отвечавшее возросшим запросам и техническим воз­можностям, шло в послевоенные годы: в 1950 г. действовало уже 106 станций, в 1960 г. — 157.

Длинный адрес

http://svgimet.ru/wp-content/uploads/2016/06/180-%D0%BB%D0%B5%D1%82-%D0%AE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%A3%D1%80%D0%B0%D0%BB.pdf

Объединенная гидрометеорологическая станция Верхнее Дуброво — самая большая в Уральском УГМС, основана в 1936 году. В военные годы на базе станции при участии эвакуированных специалистов ГГО велась доработка метода высотного температурно-ветрового радиозондирования атмосферы. Впоследствии аэрологическая группа получила статус Аэрологической станции.

Аэрологическая станция Ивдель основана в 1934 году. До 1962 года работала как гидрометеорологическая, сейчас проводит метеорологические, аэрологические, актинометрические, радиометрические наблюдения, наблюдения за загрязнением окружающей среды, за испарением с водной поверхности...Большой вклад в работу станции внесли бывшие начальники станции В. Н. Верховская.

"Аэрологической станции Ивдель в 2014 году исполняется 80 лет." Тут расписан штат нонешний. И он - немалый такой. Посчитайте сами в статейке.

http://svgimet.ru/?p=457

2014 год юбилейный не только для Гидрометслужбы в целом, но и для нашей Аэрологической станции Ивдель.10 октября 1934 года – дата начала проведения метеонаблюдений. Аэрологическая станция Ивдель – второе подразделение по проводимым наблюдениям (после ОГМС Верхнее Дуброво) в Уральском УГМС, входит в состав реперной климатической сети Росгидромета.

Ивдель-Метео - была не баран чихнул и в далекие 1950-е. Она была получается полигоном для совершенствования шаропилотных наблюдений
http://svgimet.ru/?page_id=1926

В 1952 году Н.Я.Дмитриева перешла на работу в отдел гидрометсети, где занималась развитием аэрологических станций и пунктов шаропилотных наблюдений, в последние годы работы курировала эту работу, будучи заместителем начальника отдела. В этот период были открыты аэрологические станции в Перми, Ивделе, Кургане. Проводилась большая экспериментальная работа по повышению высоты подъема радиозондов. Преодолевались трудности с обеспечением пунктов зондирования расходными материалами.

Данные по срочным данным радиозондовых наблюдений- только с 1978 года. А жаль.
Зато видно - что Ивдель - одна из 12 станций по всему СССР.
http://meteo.ru/data/167-radiosonde-observations#доступ-к-данным

А так-то - есть воспоминания очевидцев
http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/vizhay.shtml

Т.Н. - Татьяна Никифорова

М.П.: Вопрос с золотом пока оставим на время. А видели ли вижайцы эти огненные, или как там их еще называют, светящиеся шары, которые по некоторым версиям считаются причиной гибели группы?

Т.Н.: Что шары всякие летали, так я сама в детстве их видела, и теперь понимаю, что мама успокаивала меня, говоря, что это зонд с метеостанции. Шары иногда пролетали низко, иногда были такие, что даже больше Луны. Один раз мы с мамой и соседкой т.Лизой Боговеевой выбегали на улицу. Потом мама загнала меня домой и сказала, что это метеозонд. Я помню, приставала к ней, спрашивая, почему ночью его запустили, они же (метеорологи ) ночью спят. Мама сказала, что это со вчерашнего дня летает, потом спустится воздух и он упадет... и загнала домой. А они с соседкой еще оставались на какое -то время на улице. Сейчас, я думаю, что у нее объяснения не было, а как-то надо любопытство унять у ребенка, а то не уснет. Не помню только, когда это было... до или после трагедии.

М.П.: А в какое время суток они чаще всего летали?

Т.Н.: У детей был режим, и обычно в 9-00 уже спать ложиться заставляли. Да нам, детям, когда было смотреть в небо, ведь столько дел надо сделать... и на лыжах сбегать, и на горке покататься, да и просто побегать. Ночью уж не побегаешь, может поэтому и видно было их больше ночью. А ночи зимой длинные, это у нас только летом белые ночи. Шары были такого желтоватого цвета, а однажды видела даже оранжевого, причем он был большой такой и пролетел очень низко.

На время печальных событий начальником ГМС Ивделя была Пигузова, а техником-метеорологом Токарева, муж которой участвовал в поисках.

https://sites.google.com/site/hibinaud/ … -piguzovoj

Техник-метеоролог Токарева (подпись)
Нач. ГМС Пигузова (подпись)

http://urbibl.ru/Stat/Pereval_Dyatlova/ … _goroi.htm

О необычном небесном явлении рассказывал мне пенсионер, житель Ивделя Н.В.Токарев. Один из действующих лиц той истории, спасатель, он хорошо помнит февраль 59-го. Жена Николая Васильевича, в то время техник-метеоролог, заметила на небе летящий шар.

И возможно - это родственник упомянутой выше бывшей начальницы станции В. Н. Верховской

https://sites.google.com/site/hibinaud/ … -cernysova

В мою группу входили: капитан Власов, старшина Сидоров, ст. сержант Верховский и вольнонаёмный Яблонский. Все эти товарищи не раз жили в тайге, все охотники, следопыты.

Если помнить что

http://elib.rshu.ru/files_books/pdf/img-213094329.pdf

В истории аэрологии особую роль сыграли международные программы наблюдений и исследований в атмосфере. ... За период Международного геофизического года (МГГ) (июль 1957 г .—декабрь 1958 г.) была осуществлена широкая всемирная программа аэрологических исследований. Совместная работа продолжалась и в дальнейшем в период Международного года геофизического сотрудничества (МГГС) в 1959 г.

То аэрологические исследования приводили к тому, что шаров-пилотов запускали очень много. В том числе и с такой целью.

https://rvsn.info/library/docs/doc_1_0224.html

Из приказа министра обороны СССР № 0046 о создании системы контроля за испытаниями ядерного оружия
г. Москва

21 июня 1958 г.
Сов. секретно
Экз. № 11
Во исполнение постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров Союза ССР от 13 мая 1958 г. № 514-242 о создании системы контроля за испытаниями ядерного оружия ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Заместителю министра обороны СССР по специальному вооружению и реактивной технике провести все предусмотренные этим постановлением научно-технические и организационные мероприятия по созданию системы контроля за испытаниями ядерного оружия.

О ходе выполнения намеченных работ доложить мне 1 ноября 1958 г.

2. Главнокомандующему ВВС, Главнокомандующему ПВО страны и Главнокомандующему ВМФ:

а) обеспечить в течение 1958 года оборудование всех подчиненных метеостанций планшетами для сбора радиоактивных аэрозолей и снабжение метеостанций медицинской марлей (ГОСТ 30112, артикул 16-79) для планшетных проб;

б) организовать силами этих метеостанций с 1 января 1959 года сбор проб радиоактивных аэрозолей в приземных слоях воздуха по методике, разработанной Институтом атомной энергии Академии наук СССР;

в) обеспечить пересылку взятых проб в пункты анализа (лаборатории) по согласованию с 6-м Управлением Министерства обороны СССР;

г) тренировочные работы по сбору аэрозолей на метеостанциях и анализу проб в лабораториях 6-го Управления министерства обороны начать с 1 ноября 1958 г.

Именно поэтому сотрудники московского института глобального климата и экологии определили в результатах исследования Ивдель с его районом - как самую чистую территорию и по параметру радиационного загрязнения. Туда не добрался ни ВУРС от Кыштымской аварии 1957 года

https://cs4.pikabu.ru/post_img/big/2016/05/21/5/1463812261228424767.jpg
https://versia.ru/images/k/a/kak-skryvali-vzryv-na-zavode-po-vypusku-nachinki-dlya-yadernyx-bomb-3.jpg

Ни какие-либо испытания или производства связанные с атомом и радиацией.

0

3

Аэропорт Ивделя

https://ok.ru/profile/100499904890/album/928470114682

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRrGvhBiLw-wLQM-JJyl_kNw
https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRQ2EAC170yntj16NOsOyq4A
В День авиации 18 августа 1939 года на Ивдельском аэродроме. Фото из альбома Ретюнских.

Когда я учился в Москве на штурмана-аэрофотосъёмщика, мне мой классный руководитель , герой Сов. Союза Румянцев Фёдор Селевёрстович, рассказывал, что до войны они базировались в г. Ивделе и вели аэрофотосъёмку. Быть может, он даже среди этих людей.
...
Большая фотокарта (где-то 2 на 2,5 м) почти всего посёлка лесозавода, Першинского ДОКа и посёлка гидролизного завода (она состояла из матерчатой основы соломенного цвета с приклеенными на неё квадратами чёрно-белых фотографий) висела в 1970-е годы в стройучастке лесозаводе (в доме, где теперь магазин "Украиночка"-). Улицы ещё на ней именовались по-старому - Сталина, Ворошилова... Расположение домов соответствовало концу 1950-х или 1960-му году. В стройучастке подрабатывала сторожем моя бабушка, и я вечером специально ходил к ней на работу рассматривать эту карту. Ведь в посёлке за 8 - 10 лет так много изменилось! Где-то в 1976 году, когда я приобрёл фотоаппарат "Зенит", сразу же возникла мысль переснять по кусочкам эту драгоценную для местных историков и краеведов карту. Но мастер стройучастка Ю.С.Рай сказал мне, что эту карту изъял случайно зашедший в стройучасток особист, нашедший её чрезвычайно секретной. Карту так-то обычно занавешивали чёрной шторкой, а тут, мол, как на грех, кто-то из мастеров или просто рабочих забыл её задёрнуть... С тех пор концы этой карты так и затерялись. А ведь, может быть, где-то лежит ещё!?
...
Все топографические карты секретные.Карты учебные ( школьные) имеют искажения по координатам.Это делается по соображениям безопасности государства.
А та карта,в случае если бы она попала в руки осуждённых могла нанести непоправимый урон в случае побега или массовых беспорядков.
...
Руководил бригадой занимавшейся изысканием площадки под строительство военного аэродрома Иванов Михаил Васильевич 1903 г.р., уроженец села Мытно Крестецкого уезда Новгородской губернии (ныне Новгородского района Ленинградской области). В 1926 году он закончил Военно-техническую школу ВВС РККА в Ленинграде, а в 1934 году - курс младших инженеров, получив звание воентехника первого ранга и назначение на должность преподавателя теории полета 1-й Качинской военной школы пилотов (воинское звание капитан ВВС РККА). М.В. Иванов был арестован 10 июля 1937 года сотрудниками особого отдела Севастопольского НКВД Крымской АССР и осужден 21 октября 1937 года приговором Военного трибунала Харьковского военного округа по ст. 58-10 УК РСФСР (контрреволюционная троцкистская агитация против руководителей партии) к 4 годам заключения в лагерях НКВД. Для отбытия наказания он был направлен в Ивдельлаг НКВД СССР. Сохранилось письмо М.В. Иванова к жене, где он пишет, что руководил строительством военного аэродрома по заданию начальника Ивдельлага майора Тарасюка и что ему за своевременное окончание строительства была вынесена благодарность и денежная премия в размере 50 рублей. Затем, из писем М.В. Иванова следует, что он был переведен в комендантский 9-й ОЛП, где работал в авиаконструкторском научно-исследовательском бюро под руководством бывшего инженера-авиаконструктора ЦАГИ Георгия Леймера в помещении Центральных ремонтно-механических мастерских. В мае 1941 года М.В. Иванов был освобожден по отбытию срока наказания. В связи с запретом на проживание в городе Ленинграде где проживала его жена и сын, он устроился на работу учителем географии в городе Гороховец Ивановской области. В 1942 году он был призван Гороховецким районным военкоматом в РККА в звании рядового и пропал без вести на фронте 11 августа 1942 года.

Вот так выглядел аэропорт в 1959 году, через двадцать считай лет

https://ok.ru/profile/100499904890/albu … 4355715194

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRm9M1kHxsru3vjydZNt_fmw

В ожидании посадки на самолёт. 1959 год.  Фото из фонда Ивдельского историко-этнографического музея.

Современность

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR49GVjOVaqnahFfPiKbPesw

https://russianplanes.net/city/Ivdel

https://russianplanes.net/images/to90000/089506-640.jpg

https://russianplanes.net/images/to32000/031965-640.jpg

https://russianplanes.net/images/to71000/070270-640.jpg

http://bordukos.livejournal.com/47303.html

https://www.ljplus.ru/img3/b/o/bordukos/ivd_3.jpg

https://arkhipovoleg.livejournal.com/67090.html

https://ic.pics.livejournal.com/arkhipovoleg/48067923/204983/204983_original.jpg

https://proza.ru/2016/10/23/949

Строительство железной дороги

          В 1960-х годах от станции Першино началось строительство железнодорожной ветки Ивдель – Нарыкары. (До Оби дорога достраивалась уже позднее). Иногда в прессе неверно освещается участие в строительстве этой трассы малой авиации II-го Свердловского авиаотряда (Уктус). Вертолёты Ми-4 данного авиапредприятия, базировавшиеся в аэропорту «Ивдель», в строительстве железнодорожной линии Першино – Нарыкары участия не принимали.
           Да, три вертолёта, прикреплённых на время к Ивделю, обслуживали стройку, но это были машины военно-воздушных сил СССР. Они прибыли к нам с базы города Пугачев. Командиром данного звена был капитан Кузнецов, флаг-штурманом – старший лейтенант Востриков (ставший впоследствии командиром звена). На западной границе аэропорта «Ивдель» они имели свою стоянку. Там же находилась охрана. Солдаты охраны несли службу при штабе строительства.
          В аэропорту для военного контингента было выстроено помещение. Звено лётчиков имело при себе специалистов: синоптика с полным штатом авиаметеослужбы (АМСГ), радиооператоров. Ввиду отсутствия помещения в служебном здании, эти службы были объединены с отделами аэропорта. Лётно-подъёмный офицерский состав получил квартиры в двухэтажных домах в Ивделе! Эти люди не подчинялись администрации аэропорта, только внутренним правилам. Диспетчерской службе они подчинялись только в зоне авиадиспетчерского пункта (АДП) (взлёт-посадка). Все приказы для военных лётчиков поступали из Пугачёва. Администрацией аэропорта каких-либо заявок на полёт данного звена не принималось. Кроме одной, о выполнении которой я расскажу специально, в завершение своих записок.
         Как только на конечном пункте строительства железной дороги был забит серебряный костыль, звено армейских пилотов под командованием капитана Вострикова покинуло аэропорт «Ивдель»

https://sovlib.ru/uploadedFiles/files/k … _Vyp.4.pdf

Возводили дорогу возрастающими темпами на всех участках. Но необходимо обеспечивать и жизнедеятельность частей бригады. Оказалось, что при таких масштабах стройки даже самыми проходимыми вездеходами не обойтись. Вот поэтому весной 1960 года в штате 5-ой железнодорожной бригады появилось вертолетное звено, базирующееся на аэродроме Ивделя.

В руководстве аэропорта  - были не совсем хорошие люди

https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg798770

https://i2.imageban.ru/out/2023/04/19/fb9dfe95dbe0717c776a9831554b5ec9.jpg

И там случались такие вот неприятности. Так погиб летчик Патрушев Г.В.

http://www.airdisaster.ru/database.php?id=3670

Катастрофа Як-12М Уральского ТУ ГВФ в районе н.п. Вижай   
       
     
    Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  22 мая 1961 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, Ивдельский горсовет, 20 км северо-северо-восточнее пос. Вижай
Тип ВС:  Як-12М
Регистрация ВС:  СССР-14297
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Уральское территориальное управление ГВФ, 123 ао

Описание
Пилот 123 авиаотряда Уральского ТУ ГВФ по заданию заместителя командира АЭ производил аэрорассев семян хвойных пород деревьев на участке лесной вырубки в 20 км северо-северо-восточнее пос. Вижай (70 км севернее г. Ивдель, из аэропорта которого производились полеты). Два захода пилот выполнил благополучно, обрабатывая участок челночным способом. В третьем заходе, по окончанию гона, пилот, для выполнения стандартного разворота, явно недостаточно отвернул самолет вправо и, пытаясь выйти на нужную прямую, начал выполнять вторую половину стандартного разворота с большим креном и на недопустимо малой высоте. При этом из-за недостатка мощности двигателя и наличия скольжения самолет стал резко терять высоту. Заметив это, пилот стал выводить самолет из крена, но из-за отсутствия запаса высоты он упал в лес и сгорел. Пилот погиб.
...
При расследовании установлено, что заместитель командира АЭ, отправленный на а/д Ивдель командованием отряда для руководства работой экипажей, базирующихся на этом аэродроме, и осуществления контроля за их бытом, безответственно отнесся к выполнению своих обязанностей. На второй же день он ушел из гостиницы, где располагался подконтрольный ему летно-технический состав, и все свое свободное от полетов время проводил где-то в городе, совершенно не занимаясь наземной подготовкой экипажей и не интересуясь их бытом и отдыхом.
Пользуясь такой бесконтрольностью, часть летно-технического состава, базирующегося на а/д Ивдель, допускала нарушения установленного в общежитии порядка и предполетного отдыха. Так 21 мая во второй половине дня данный пилот привел в общежитие ранее уволенного из а/п Ивдель гражданина, отличающегося склонностью к употреблению спиртного. В ответ на требование начальника аэропорта немедленно удалить этого гражданина из общежития, пилот вступил с ним в пререкания. Также он грубо ответил начальнику аэропорта на требование о необходимости соблюдать распорядок дня и предполетный отдых, заявив, что он не мальчишка, и сам знает, когда ему ложиться спать. По заявлению начальника а/п Ивдель, скандаливший с ним пилот находился в нетрезвом состоянии. Из-за несвоевременного обследования пилота это заявление объективно не доказано. За употребление спиртных напитков, пререкание и нарушение предполетного отдыха начальник аэропорта отстранил пилота от утренних полетов, о чем на утреннем разборе полетов поставил в известность заместителя командира АЭ. Однако последний, вместо того, чтобы подтвердить правильность решения начальника аэропорта в присутствии всех экипажей и строго наказать пилота, разрешил ему производить полеты во второй половине дня, которые и закончились его гибелью.

Там на 1958 год был вот и такой рейс

https://taina.li/forum/index.php?topic= … msg1241831
https://i5.imageban.ru/out/2023/04/19/c80de0e089b5a64226df7829b656bbc0.jpg

И бурлила вот такая полетная и околополетная жизнь

https://taina.li/forum/index.php?topic= … #msg807094

https://i6.imageban.ru/out/2023/04/19/3debbb61ff27274cb09c49de5053c4fd.jpg

https://i7.imageban.ru/out/2023/04/19/b11d16e20d748de3347bc100bfe9b48c.jpg

https://i6.imageban.ru/out/2023/04/19/58065188159ef67f502307b27dfdb258.jpg

0


Вы здесь » Перевал Дятлова forever » Все вопросы и все ответы » Точки на карте или топонимы дятловедческие...