Долина смерти: миф или реальность? Гипотезы, факты и экспедиции

Около двух веков не прекращаются споры вокруг мистической Долины смерти в Якутии.
Существуют ли на самом деле вилюйские «котлы», о фактах, легендах и экспедициях попробую разобраться.

https://forumupload.ru/uploads/001b/ce/12/6/t827349.jpg

1794 год
Впервые про «котлы» было упомянуто в рапорте сержанта Оленской воинской команды Степана Попова, посетившего летом 1794 года верхнее течение реки Вилюй и достигшего бассейна реки Хатанга с целью «топографического описания и приискивания редкостей».

В «поденных» записях он пишет, что этот «котел» видел еще в молодые годы тунгусский старшина Оленского округа Шологонского роду Асхар Чулькулин. По словам последнего, на берегу Вилюя у речки Могды лежит обычный чугунный котел, троеножный с ушками, «в который не более поместиться может ведро воды и нога говядины скотинной...».

Якобы в тех местах в древние времена были построены
русскими промышленными людьми зимовья, и будто бы котел ими оставлен. Легендарный котел, увеличенный фантазией кочевников до огромных размеров, оказался обычной посудиной для приготовления пищи.

Тунгусы ХVIII века совершали культовые обряды поклонения большому котлу, тогда как малый котел емкостью в одно ведро могли использовать по назначению. Такие котлы привозились русскими промышленными людьми в ХVII веке и обменивались на пушнину, ценились очень дорого и даже служили предметом конфликта за обладание ими. Поиски загадочного «котла» пытались совершить несколько раз, но каждый раз неудачно.

Историю якутской Долины смерти досконально изучил исследователь из Красноярска, сталкер Сергей Роствцев (далее изложены отрывки из его исследований).В своих материалах он ставит под сомнение рапорт Попова: «Ложные выводы, сделанные сержантом Поповым о якобы оставленном русскими промышленниками котле для приготовления пищи, не могут являться доказательством отсутствия большого ритуального котла журумжальцев (тунгусов) с его странной природой. Согласно рапорту Попова, экспедиция не достигла назначенного места, а описание вроде как того же котла было получено от старшины Чулькулина, который по молодости бывал в тех краях и видел чугунный котел, к которому местные жители в знак почтения приносили дары.

Что это могло означать в действительности? Возможно, в среде тунгусов в то время был широко развит культ поклонения необычным котлам, встречавшимся на территории вилюйской тайги».

https://forumupload.ru/uploads/001b/ce/12/6/159915.jpg

1854 год

Географ Ричард Маак, побывавший в этих краях в 1854 году, в своем очерке «Вилюйский округ Якутской области (1877-1886 гг.)» пишет: «В Сунтаре мне рассказывали, что около вершины Вилюя, в лесу, недалеко от берега речки, впадающей в Вилюй, под названием Алгый тимирнить, находится гигантский котел из меди. Величина его неизвестна, так как над землей виден только край, хотя рассказывают, что в нем находятся целые деревья». Маак предположил, что его диаметр около десяти метров.

https://forumupload.ru/uploads/001b/ce/12/6/948926.png

1933 год

В архиве Национальной библиотеки Якутии сохранилось письмо некоего М.П. Корецкого из Владивостока.
В этом письме он рассказывает следующее:

"«Первый раз в 1933 году, когда мне еще было 10 лет, — вместе с отцом ездил на заработки. Потом в 1939 году — уже без отца. И последний раз — в 1949 году в составе группы молодых ребят. „Долина смерти“ тянется вдоль правого притока реки Вилюй. По сути, это целая цепочка долин вдоль его поймы.
Все три раза я был там с проводником якутом. Шли мы туда не от хорошей жизни, а оттого что там, в этой глуши, можно было мыть золото, не ожидая в конце сезона ограбления и пули в затылок.
Что касается таинственных объектов, их там, наверное, много, потому что за три сезона я видел семь таких „котлов“. Все они представляются мне совершенно загадочными: во-первых, размер — от шести до девяти метров в диаметре.
Во-вторых, изготовлены из непонятного металла. Дело в том, что „котлы“ не берет даже отточенное зубило (пробовали, и не раз). Металл не отламывается и не куется. Даже на стали молоток обязательно оставил бы заметные вмятины. А этот металл сверху покрыт еще слоем неизвестного материала, похожего на наждак.
Но это не окисная пленка и не накипь — ее тоже ни сколоть, ни процарапать. Уходящих вглубь земли колодцев с комнатами, о которых говорится в местных легендах, мы не встречали. Но я отметил, что растительность вокруг „котлов“ аномальная — совсем не похожа на то, что растет вокруг. Она более пышная: крупнолистные лопухи, очень длинные лозы, странная трава — выше человеческого роста в полтора — два раза.
В одном из „котлов“ мы ночевали всей группой (6 человек). Ничего плохого не ощущали, ушли спокойно без каких-либо неприятных происшествий. Никто после серьезно не болел.
Разве что у одного из моих знакомых через три месяца полностью выпали все волосы. А у меня на левой стороне головы (я на ней спал) появились три маленькие болячки размером со спичечную головку каждая. Лечил я их всю жизнь, но они до сегодняшнего дня так и не прошли. Все наши попытки отломить хоть кусочек от странных „котлов“ не увенчались успехом.
Единственное, что мне удалось унести, — камень. Но не простой, половинка идеального шара диаметром шесть сантиметров. Он был черного цвета, не имел никаких видимых следов обработки, но был очень гладкий, словно отполированный.
Я поднял его с земли внутри одного из этих котлов. Этот сувенир я привез с собой в село Самарка Чугуевского района Приморского края, где жили мои родители в 1933 году. Он лежал без дела, пока бабушка не решила отстроить дом.
Понадобилось вставлять стекла в окна, а стеклореза не было во всем селе. Я попробовал царапать ребром (гранью) половинки этого каменного шара, оказалось, что он режет с удивительной красотой и легкостью. После этого моей находкой много раз пользовались как алмазом все родственники и знакомые.
В 1937 году я передал камень дедушке, а его осенью арестовали и увезли в Магадан, где он прожил без суда до 1968 года и умер. Теперь никто не знает, куда подевался тот камень...»
Сам Корецкий все же считал, что это сделал человек: котлы хоть и прочные, но не беспредельно. В своем письме он подчеркивает: «В 1933 году якут-проводник говорил, что 5-10 лет тому назад он обнаружил несколько котлов-шаров (они были абсолютно круглые), которые высоко (выше человека) выступали из земли. Они выглядели как новенькие. А позже охотник уже видел их расколотыми и разбросанными».

Корецкий также отметил, побывав у одного «котла» дважды, что тот за несколько прошедших лет заметно погрузился в землю, очевидно, от веса. Выходит, эти объекты появились в Долине смерти не так давно. Но тогда каким образом еще в 1854 году о них писал Маак? А 79 лет, мне кажется, — это не тот возраст для изделия (из чего бы оно ни было сделано), чтобы назвать его «новеньким», особенно если оно теряет первозданный вид всего за 5-10 лет