"Это был несомненно гептил" - свидетельствует журналист "Комсомольской Правды" Николай Варсегов на передаче "Пусть говорят", идущей на 1-м канале, очередной выпуск которой был посвящен обсуждению возможных причин группы Игоря Дятлова на горе Холат-Сяхыл ("высота 1096").
"Однако ограниченный радиус действия Р-12 - всего 2000 км - не давал покоя советским генералам. Им требовались ракеты с межконтинентальной дальностью полета, лишающие американцев прежнего преимущества - неуязвимости для ответного удара.
Поэтому в конструкторских бюро Королева и Янгеля днем и ночью не прекращалась работа над новыми проектами, тем более, что химики преподнесли ракетчикам приятный сюрприз. Они синтезировали принципиально новое ракетное топливо - несимметричный диметиилгидразин, больше известный как гептил - вещество весьма ядовитое, но эффективное, а главное, долгохранимое.
Использование гептила сулило большие перспективы - заправленная им ракета могла находиться в боеготовом состоянии годами, не требуя обслуживания. Первым решился использовать гептил на своей новой ракете Янгель, подготовив к концу 1958 года эскизный проект ракеты средней дальности Р-14 (8К65).
Работа велась быстрыми темпами, уже 6 июня 1960 года с полигона Капустин Яр стартовала первая опытная Р-14. 24 апреля 1961 года ее приняли на вооружение РВСН, а к концу года в строю насчитывались 17 пусковых установок ракет Р-14" [2, с. 52].
Таким образом, очевидно, что гептил не имел никакого отношения к разразившейся катастрофе на склоне горы, вопреки заявлениям журналиста. Отметим, что и В. Якименко в своей статье пришел к схожему выводу [8, с. 26].
Для наглядного примера можно привести краткие сведения о гептиле, содержащиеся в аварийной карточке, сведения которой предназначены для обеспечения безопасности перевозки различных токсичных веществ.
Основные свойства. Гептил - бесцветная или слегка желтоватая дымящая на воздухе жидкость с аммиачным запахом. Растворима в воде. Пары белого цвета, тяжелее воздуха.
Взрыво- и пожароопасность. Гептил - легковоспламеняющаяся жидкость с температурой вспышки -18С. Способна самовоспламеняться при проливах на развитую металлическую поверхность, взаимодействуя с оксидами железа. Пары образуют с воздухом взрывоопасные смеси, взрыв инициируется искрой.
Опасность для человека. Возможны поражения, ожоги, отравления. Гептил - сильнодействующее ядовитое вещество с общетоксичным и местным раздражающим действием независимо от путей поступления. Нижний порог концентрации, определяемой по запаху, в 300 раз превышает допустимую концентрацию. Пары гептила, амила и топлива вызывают раздражение слизистых оболочек и кожи. Кашель, насморк, першение в горле, затрудненное дыхание, одышка. При отравлении через рот - слюнотечение, тошнота, рвота, боли в животе. При попадании на незащищенную кожу - химические ожоги разной степени тяжести.
Необходимые действия.
Общего характера. Держаться с наветренной стороны, избегать низких мест. В зону аварии входить только в полной защитной одежде. Соблюдать правила пожарной безопасности. Н е к у р и т ь.
Меры первой помощи. При ранениях и ожогах оказать первую помощь и при необходимости госпитализировать. При отравлении парами гептила, амила, топлива вывести на свежий воздух, снять загрязненную одежду, обеспечить тепло и полный покой. При остановке дыхания - искусственное дыхание и непрерывный массаж сердца.
Гептил - прополоскать рот и горло 2%-ным раствором борной кислоты. Кожу промыть водой с мылом, протереть 5%-ным раствором ментола в 80%-ном растворе спирта. Глаза промыть водой и 2%-ным раствором борной кислоты.
Теперь чисто гипотетически предположим, что это была ракета Р-7, но вместо жидкого кислорода и керосина гептил и возьмем за основу доводы Якименко, "что фрагмент ракеты пролетел над ними на высоте не менее 100 метров, и имел ширину по крайней мере 1,5-2 метра" [8, с. 24]. По версии исследователя, светящее облако, изображенное на известной фотографии - это якобы недоговоревшее топливо.
Таким образом, фрагмент ракеты (ступень) взрывается недалеко от палатки студентов. Прежде всего оговоримся, что вряд ли Кривонищенко успел сфотографировать падение ракеты, о чем, кстати, пишет Д. Тиунов [7, с. 30], ибо скорость баллистической ракеты огромна, не говоря уже об энергии высвобождаемой при взрыве. Отметим также, что гептил при соприкосновении с воздухом образует взрывоопасную смесь, т.е. газовое облако не опустилось бы на палатку и не поползло бы в долину Ауспии, а взорвалось бы прямо над головами туристов. Совершенно очевидно следы достаточно мощного взрыва точно бы сохранились до 26 февраля.
Иной вариант. Облако гептила, не взрываясь, опускается на высоту 1096, медленно сползая в долину. Туристы, чувствуя неладное в виде первых симптомов отравления, покидают палатку, разрезая ее. Облако гонится за ними (фраза кстати принадлежит не мне, ее озвучил кто-то из профессиональных дятловедов). Поскольку вещество токсично, оно первым делом поражает кожу и дыхательные пути, вызывая затруднение дыхания, тошноту, ожоги. Все эти явления проявляются незамедлительно; при таком отравлении (а оно постигло бы всех и скорее всего одновременно), у туристов не было никакой возможности пройти 1,5 км до известного кедра. Несомненно, концентрация паров заметно бы снижалась по мере "продвижения облака" вниз по склону, однако поражающий фактор настиг бы туристов и при попытке разведения костра, опять-таки вызвавший воспламенение и взрыв горючего вещества. Но никаких характерных следов поисковики не заметили при обнаружении тел Кривонищенко и Дорошенко. В любом случае, версия с гептилом отпадает. Также как и отпадает "участие" Р-7 в трагических обстоятельствах на склоне.
Для рассмотрения иных "ракетных версий" воспользуемся сборником документов "Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.)", опубликованной в 2010-м году и содержащей в себе огромный массив секретных документов, касающихся создания межконтинентальных баллистических ракет в рассматриваемый период. Завершает серию документов полная сводная таблица всех запусков до 1959 года включительно. На стр. 1043 приведены следующие данные:
Р-2. 29.01.1959. Пуск нормальный.
Р-11М. 29.01.1959. Пуск нормальный.
Р-1. 29.01.1959. Пуск нормальный.
Р-11. 29.01.1959. Пуск нормальный.
Р-5М. 02.02.1959. Авария. Ненормальная работа СРП и преждевременное выключение двигателя.
Р-5М. 13.02.1959. Авария. Пуск из "Готовности-3. БРК в 15 км, ракета разрушилась на 70 сек. [3, с. 1046].
Для начала коснемся ракеты Р-5М, поскольку два старта в феврале 1959 года закончились аварией. Испытания Р-5М на полигоне Капустин Яр начались в 1955 году, без ядерной начинки. 2 февраля 1956 года состоялся пуск ракеты уже с ядерным зарядом. Ракета взорвалась в районе Аральских Каракумов, пролетев 1200 км [2, с.28-29]. В качестве окислителя в ракете использовался жидкий кислород массой в 13,99 тонн [6, с.55-56]. Топливо - этиловый спирт [4, с.407].
Вкратце упомянем об Р-1. Дальность ракеты - не более 300 км; при испытаниях показала себя неэффективной; зона поражения - не более 25 метров. Технические характеристики были далеки от совершенства: требовалось более 6 часов для подготовки ракеты к старту; для заправки ракеты использовались четыре компонента (перекись водорода, катализатор, этиловый спирт, жидкий кислород) [2, с.25]. Дальность ж ракеты Р-2 была ненамного выше своего предшественника - всего 600 км. [2, с.26].
Р-11М относится к баллистическим ракетам малой дальности. Первые модификации имели дальность 270 километров и очень невысокую точность. Впоследствии, когда масса ядерной боевой части составляла 90 кг, длительность полета уменьшилась до 150 км. В качестве компонентов ракетного топлива на Р-11 использовалось основное горючее Т-1 на основе керосина и окислитель АК-20, в котором 80 % составляла азотная кислота. В качестве пускового горючего использовалось ТГ-02 "Самин", самовоспламеняющееся при контакте с окислителем.
Таким образом, указанные выше запуски баллистических ракет никак не могут быть причастны к гибели туристов хотя бы потому, что ни одна из них просто не в состоянии была долететь до Северного Урала при любых возможных отклонениях.
Естественно, такой расклад вещей никогда не удовлетворить любителей ракетных версий. Тот же В. Якименко в своей статье [8, с.27, прил. 1] начал выискивать "подарки" от ракетно-космической области к очередному съезду КПСС: "...вполне логично считать, что 1 февраля 1959 г. была предпринята вторая попытка достичь Луны, неудачная. И о ней не сообщалось".
Замечательно! Хорошо, о попытке не сообщили народу и даже членам съезда. А с документацией, что? Сразу уничтожили? Группу туристов зачистил "спецназ КГБ"?
Насчет "второй попытки". Согласно В.В. Порошкову, составившему хронологический перечень запусков в СССР к Луне, отмечает минимум три неудачных в 1958-м году: 23 сентября, 12 октября и 4 декабря. Пуск ракеты Р-7 2 января 1959 года характеризуется как "частично выполненный". 18 июля и 9 сентября 1959 года произведены очередные пуски с Байконура, окончившееся неудачей. В частности, июльский пуск ракеты приводит к аварийному подрыву. Итак, мы имеем за сентября 1958 - сентябрь 1959 гг [5, прил. IV, с. 227]. 6 пусков на Луну, и лишь один из них выполнен частично. Так с чего вдруг высшим партийным чинам предлагать такие "сомнительные подарки"? Ни с того, ни с сего производить еще один пуск, следы которого затем будут тщательно уничтожать? При том, что и до, и после этого таинственного события аварийные ситуации были нормой? Смею предположить, что не было никакого пуска с Байконура ни 1-го, ни 2-го февраля, и спорить тут более не о чем.
Но, поскольку В. Якименко явно лень заниматься чтением уже рассекреченных документов, он начинает заниматься конспироложеством [8, с.28, прил. 1]. Падает таинственная ракета, непонятно как убивающая туристов. На группу Дятлова откуда ни возьмись падает облако газа, которое в принципе при взрыве ракеты должно не просто выгореть, а еще и взорваться. Если каким-то чудом это "облако" не взрывается, а опускается с вершины горы в долину Ауспии, то где характерные химические ожоги у членов группы? Симптомы были бы схожи с гептилом: это и затруднение дыхания, поражение дыхательных путей, незаживающие язвы. Нужно также учитывать и направление ветра - если он дул по склону вниз, то туристы явно не смогли бы от него убежать и, задыхаясь, они бы не смогли добраться даже до кедра, и уж конечно же не переломали бы себе ребра и голову.
Статья В. Якименко о привязке изображения на фотографии к светящемуся облаку вызвало определенную дискуссию. Дмитрий Тиунов в статьей "Размышления технаря" [7, с.29-31] последовательно и детально разобрал траекторию полета Р-7 и ее практическую невозможность падения в районе Северного Урала. Петр Бартоломей без особых раздумий присоединился к мнению Якименко о том, что 2-5 февраля в районе горы Холат-Сяхыл побывали "группы зачистки", обнаружившие палатку, тела туристов и упоенно собирали там остатки ракеты [1, с.33]. Остается непонятным лишь вопрос, как смогли так быстро вычислить место падения несуществующей ракеты? Этим размышлениями, к сожалению, дипломированный специалист, доктор технических наук так и не поделился.
P.S. Автор очерка ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, не является дипломированным специалистам в области истории отечественного ракетостроения, а лишь размышляет на заданную тему.